С 19 по 22 октября в выставочном центре "Крокус Экспо" в десятый раз прошла традиционная выставка технического антиквариата "Олдтаймер-Галерея Ильи Сорокина" - шоу, на котором можно вживую увидеть историю "колесных экипажей". Олдтаймерами во всем мире называют автомобили, выпущенные примерно до 1970 года, хотя рубеж превращения обычного старого автомобиля в раритет зависит от конкретного случая. Подобные транспортные средства во всем мире являются предметами поклонения и коллекционирования, а их владельцы и фанаты составляют своеобразное движение.
Каждый экспонат выставки имеет свою уникальную историю. Цена некоторых автомобилей исчисляется сотнями тысяч евро, а суммарная стоимость всех представленных автомобилей переваливает за десять миллионов.
За время проведения "Олдтаймер-Галереи" состоялось несколько премьер – многие автомобили были показаны российской публике впервые. Самым старым экспонатом стал автомобиль эпохи "зари автомобилизма" - Cadillac Model 30, выпущенный в 1909 году, когда еще не было электростартеров, и двигатель запускался заводной рукояткой. Стоит отметить, что именно этот американский автопроизводитель уже в 1912 году начал комплектовать свои модели электрическими стартерами.
Самым тяжелым автомобилем оказался ЗИС-115 1950 года выпуска. Этот бронированный лимузин был спроектирован и изготовлен специально для одного человека – генералиссимуса Советского Союза Иосифа Виссарионовича Сталина. До сих пор ЗИС-115 является одним из самых защищенных автомобилей в мире, а его полная масса превышает пять тонн. ЗИС-115 являлся точной копией серийного ЗИС-110 и лишь немногие могли опознать броневик. Внешних признаков было несколько: фара-искатель и два спецсигнала на переднем бампере, шины без белых боковин, сильно выпирающие колесные колпаки, а также слегка мутноватые стекла, что было немудрено – их толщина составляла 75 мм, а чтобы поднимать их в дверях, имелись гидравлические домкраты – стекло весило почти центнер. Таскал всю эту тяжесть форсированный до 160 л.с. рядный восьмицилиндровый двигатель от ЗИС-110. Максимальная скорость была небольшой – чуть более 100 км/ч. На ЗИС-115 была применена особая система бронирования – капсюльная: защита представляла собой единую "оболочку" из брони, обшитую снаружи кузовными панелями. Броня для ЗИС-115 предварительно обстреливалась на полигоне, и следы от пуль можно было увидеть на каждом автомобиле, причем вмятины были на внутренней стороне бронелистов.
Интересный экземпляр можно было увидеть на стенде частной коллекции Александра Иванова: Itala 14/18 CV Roadster 1912 года выпуска. Это третий автомобиль, который появился в России. Еще в 1907 году итальянский аристократ князь Шипонье Боргезе выиграл на автомобиле Itala трехнедельный пробег "Париж-Пекин" - это стало началом спортивной славы марки. Большая часть маршрута прошла по дорогам Российской империи. Итальянский князь с успехом преодолел российское бездорожье. Второй раз Itala приезжала уже в СССР в 1989 году – европейские энтузиасты решили повторить маршрут Боргезе. И наконец третий раз Itala появилась перед российской публикой на "Олдтаймер-Галерее". Автомобиль был куплен в 2006 году на аукционе Christie`s в Монте-Карло – до этого Itala находилась в коллекции монакского принца Ренье III.
Компания Volvo отпраздновала на выставке свое 80-летие. Специально из музея фирмы в Гетеборге привезли первый Volvo, сошедший с конвейера в 1927 году, а также экспозиция других раритетных автомобилей. Первый автомобиль OV4 Jacob, ласково прозванный Якобом, был спроектирован по американскому дизайну, имел мощное шасси и независимую подвеску с длинными рессорами спереди и сзади.
Ярким автомобилем выставки стал ГАЗ-61-73 1939 года выпуска. Техническое задание на разработку полноприводного легкового автомобиля, предназначавшегося для нужд Красной Армии, было выдано в конце июля 1938 года, а уже в сентябре началось его проектирование. Первые экземпляры завод собрал перед самой войной. Представленный на выставке экземпляр, переданный в августе 1941 года маршалу Ивану Коневу, все четыре года войны нес фронтовую службу, а по ее окончании на протяжении длительного времени находился в гараже генерального штаба. Этому ГАЗ-61-73 даже удалось сняться в нескольких исторических фильмах о Великой Отечественной войне. Сейчас автомобиль находится на реставрации.
Еще один уникальный автомобиль - гоночный ГАЗ-ГЛ1 1938 года. Автомобиль был построен на базе серийной "эмки" ГАЗ-М1 под руководством инженера Евгения Агитова. На раму от ГАЗ-М1 он установил обтекаемый двухместный кузов с защитным лобовым стеклом. Корпус в задней части был "прижат" в горизонтальной плоскости, образуя широкий хвост – это улучшало аэродинамику.
Четырехцилиндровый мотор форсировали с 50 до 65 л.с. В октябре 1938 года испытатель Николаев достиг средней скорости 147,84 км/ч на дистанции 1 км с хода. Впоследствии ГАЗ-ГЛ1 приобрел новый шестицилиндровый двигатель от ГАЗ-11, форсированный до 100 л.с., а также обтекаемый колпак над головой водителя, новую округлую решетку радиатора и новые колпаки колес. Максимальная скорость, которую удалось "выжать" из ГАЗ-ГЛ1 – 161,87 км/ч. Перед войной это был самый быстрый автомобиль в Советском Союзе.
Нельзя было обойти мимо "автомобиля Штрилица" - Mercedes-Benz 230 W143 1939 года. Точно на такой же машине в фильме "Семнадцать мгновений весны" ездил штандартенфюрер. В тридцатые годы W143 была одной из самых распространенных моделей штутгартского концерна. На автомобиль устанавливали двигатель мощностью 55 л.с. С этим мотором "Мерседес" мог разгоняться до 120 км/ч по автобанах, которые строились в те годы в Германии.
На выставке была показана крупнейшая в России коллекция маскотов – свыше 300 фигурок с радиаторов старинных автомобилей производства первой половины ХХ века. Также экспонатами "Олдтаймер-Галереи" стали предметы мебели и быта той эпохи: картины, книги, скульптуры, оружие, живопись, фарфор, графика и многое другое – что так или иначе связано с историей автомобилей.